22 травня 2014

Возьмемся за руки, друзья!

В земные страсти вовлеченный,
Я знаю, что из тьмы на свет
Однажды выйдет ангел черный
И крикнет, что спасенья нет.
Но простодушный и несмелый,
Прекрасный, как благая весть,
Идущий следом ангел белый
Прошепчет, что надежда есть.

Ваганты, скоморохи… А есть еще трубадуры и шансонье … Все эти слова в разные эпохи обозначали поющего поэта. В ХХ веке в нашем языке появилось новое слово «поэт-бард». Вместе с этим пришло в язык выражение «бардовская песня», «авторская песня». Первыми поющими поэтами советской эпохи стали Михаил Анчаров и Булат Окуджава. Это была первая волна авторской песни. И происходило это в 60-е гг., когда советские люди глотнули немного свободного воздуха, получили возможность высказывать свое мнение, свою точку зрения на общественную жизнь.
22 мая в центральной городской библиотеке им. И. П. Котляревского в литературно-музыкальной гостиной "В кругу друзей" собрались участники клуба при Доме Учителя "Вечная молодость" чтобы провести встречу памяти, воспоминания, признательности и любви, а для кого-то – открытия одного из известных русских поэтов ХХ века – Булата Шалвовича Окуджавы.

Советский поэт, композитор, литератор, прозаик и сценарист. Автор около 200 авторских и эстрадных песен. Лауреат Государственной премии СССР, Первой премии и приза «Золотой венец» (Югославия), Премии «За мужество в литературе» им. А.Д. Сахарова, Ордена «Дружбы народов» и многих, многих других громких титулов и почетных наград.
Это Булат Окуджава – человек масштаба Планеты.
Почему-то поэты редко встречают свои юбилеи. Говорят, после смерти у человека кончается биография и начинается судьба. Так произошло и с Окуджавой.


Булат Окуджава родился 9 мая 1924 года.  Детство его прошло на Арбате в коммунальной квартире, куда родители переехали из грузинского города Кутаиси.
Отец – Шалва Степанович – партийный советский деятель, до 37-го года работал первым секретарем Горкома Партии в Нижнем Тагиле, обвинен в троцкизме. В 1938 году – репрессирован.  Мать Ашхен, армянка, была арестована вместе с мужем, провела 10 лет вдали от семьи.
Черные 30-е годы не обошли стороной мирный арбатский дворик. После того как отец был арестован и расстрелян, а мать сослана в один из карагандинских  лагерей, грузинским родственникам удалось спрятать 13-летнего Булата, чтобы спасти от детского дома для детей «врагов народа». Многих наших сограждан коснулось это горе. Когда приоткрылась завеса этих черных тайн, поэт во многих своих стихах затронул тему сталинщины. Окуджава написал песню «Песенка про Черного кота». Для всех вольнодумцев той поры было ясно, что под «Черным Котом» скрывается Сталин. Это аллегорически таинственное обличье «сталинщины». Но песня не устарела, потому что для Окуджавы Сталин лишь частный случай всемирной ситуации, когда малодушие и страх людей, невежество и темнота возносят к вершине заурядное существо.

Булата Окуджаву арбатский двор учил законам братства и верности слову, другу, народу …
«Ах, Арбат, мой Арбат. Странное название», - споет он позже, в 1959 году. Применяя поэтический прем расширения смысла – тихую, коротенькую улочку Арбат, которую можно пройти за несколько минут, поэт называет «своей религией, своим призванием, своим отечеством», говорит о ней: «Никогда до конца не пройти мне тебя». Поэта можно считать истинным певцом Арбата. Ему он посвятил много стихов: «Музыка арбатского двора», «Арбатский романс», «Чаепитие на Арбате» и мн. др.

Год 1941-й. Булат Окуджава буквально рвался на войну. В апреле 1942 г. Окуджава с другом получили направление в 10-й отдельный запасной минометный дивизион, располагавшийся в Кахетии. Романтические представления о войне развеялись сразу: казарменная и окопная грязь, полуголодный паек. Булат участвовал в нескольких боях, но ранен был нелепо. В небе над позициями батальона кружил немецкий разведчик, пилоты лениво постреливали вниз. Булата ранило единственного из всего подразделения. Выйдя из госпиталя, он еще два года мыкался из части в часть, так и не доехав до фронта. В юной душе война оставила особый след. Окуджава смотрел на нее глазами юности.
Из воспоминаний поэта: «Все мои песни не столько о войне, сколько против нее. Я рассказываю о том, что случилось со мной, с моими друзьями. Когда я еще был в учебном минометном дивизионе, уже четверо ребят с нашего двора были убиты. Но я об этом долгое время не мог писать. Однажды мне принесли фотографию, где почти вся наша компания с арбатского двора. 13 мальчиков и девочек. Из тех мальчишек никого в живых уже нет. А у этих девочек война отняла мужей, женихов, самих покалечила».

Историю военных приключений Окуджава подробно описал в повести «Будь здоров, школяр!», напечатанной в 1961 г. Позже Окуджава скажет: «Войну может воспевать либо человек неумный, либо, если это писатель, только тот, кто делает ее предметом спекуляций. И поэтому все эти повести и романы наших военных писателей я не могу читать, я понимаю, что они недостоверны. Редко, кто бывал достоверным. Люди придумывали свою войну и себя в ней».
У Булата Окуджавы есть песня посвященная военным годам. Она была написан6а после войны в 1970 г. для фильма «Белорусский вокзал». Фильм пронизан болью войны. Может, поэтому она стала своеобразным хитом, и многие думают, что она была написана непосредственно в военные годы.

После демобилизации Окуджава поступил на филологический факультет Тбилисского университета. Дорога в Москву ему, сыну «врагов народа», тогда была закрыта. После учебы работает учителем русского языка и литературы в сельской школе под Калугой. В 1956 году в Калуге вышел его первый поэтический сборник «Лирика». Окуджава переезжает в Москву, куда после реабилитации вернулась его мать. В кругу московских литераторов приобрели известность его песни. А как и когда появилась первая из них?
Вот как поэт сам об этом рассказывает: «Первая песня появилась почти случайно в 1946 году. Тогда я был студентом 1 –го курса университета. И вот как-то однажды я подсел к пианино и двумя пальцами стал подбирать музыку к стихам «Неистов и упрям, гори, огонь, гори…». Получилась песня, друзья ее подхватили.

Вскоре в кругу московских литераторов приобретают известность многие песни поэта, которые он сначала исполнял в дружеском кругу, а примерно с 1959 года – и публично. Выступления Окуджавы начинают записывать на магнитофоны, и вскоре его песни услышала вся страна.
Послушайте песню «Грузинская». Это песня о любви, о любви к друзьям, о любви к женщине, о любви к жизни.

Песни Окуджавы никого не могут оставить равнодушными. О чем он поет? Да в общем то о повседневной жизни. Вот одна из его первых песен «Полночный троллейбус» (1957 г.). Эта песня об одиночестве, о грусти, о доброте и помощи совсем незнакомых людей.

В конце 50-х – начале 60-х гг. Окуджава работал редактором в издательстве «Молодая гвардия», в литературной газете, однако с 1962-го г., вступив в Союз писателей, он полностью сосредоточился на профессиональной писательской работе. В репертуаре Окуджавы к  1962-му г. содержалось уже около 50-ти песен. Любой из этих песен было бы достаточно, чтобы оставить след в истории авторской песни, и 2-3-х, чтобы приобрести известность. Будь Окуджава просто бардом, он мог бы всю дальнейшую жизнь петь эти песни, но как талантливый поэт, он продолжает движение вглубь.
Песни Окуджавы имели сложную судьбу. Они распространялись на территории всей страны, как говорится, из уст в уста. Первое появление Окуджавы на публике вызвало раздражение среди коллег. Композитор Соловьев-Седой назвал его мелодии белогвардейскими, а прославленный Вертинский – песнями для неуспевающих студентов. Его обвиняли в пошлости и прогоняли со сцены. Но, тем не менее, его песни узнала вся страна, поскольку они рассказывали о вере, надежде, любви.
Тема многих песен-стихов – любовь. Его песни о любви сразу выделились своей западающей в душу лиричностью. В них нет привычного набора воспевающих эпитетов, они немного отстраненные. Из воспоминаний поэта: «Долгое время у нас не пели о любви. Из протеста против пуританского ханжества  я и решился воспеть женщину как святыню, пасть перед ней на колени. Должен признаться, что здесь мне ирония отказала. Если я и шутил, то только над собой. Как над героем этих песен, которые изображали беспомощность и неудачи мужчин».

Окуджава был женат дважды. А чувство любви, как и многие поэты испытывал не единожды. Когда Булат женился в первый раз, он попал в совершенно иной мир. У него была очаровательная жена, ее звали Галина, они вместе учились в университете.  Тому, что Булат Окуджава начал исполнять песни, способствовала сама Галина, у которой был замечательный слух и голос. Галина Окуджава умерла в 1965 году, через год после их развода.
Трагедий в жизни Булата Окуджавы хватало. И сломанные судьбы родителей, и заключение сына, отсидевшего в тюрьме, и, в конце концов, ушедшего из жизни раньше отца. И смерть первой жены, которую Окуджава переживал до конца своих дней.
Женщина у Окуджавы почти всегда поэтически одухотворена и поднята на высокий пьедестал уважения, восхищения и любви.

Вторая жена Булата Окуджавы Ольга Арцемович – физик по образованию. Вместе они прожили более 10 лет. Ей пришлось пережить его операцию на сердце, его смерть. Их сын – Антон Окуджава – музыкант, композитор.

В творчестве поэта много ярких, маленьких зарисовок на историческую тему. Булат Шалвович говорил, что «Мы не достаточно хорошо знаем нашу историю, что лично его многое привлекало в людях первой половины 19 века. Я не могу отрицать большой нравственной устойчивости тех времен. Для меня как для профессионального литератора, это время не столь удалено, чтобы казаться недостоверным, но и не столь близко, чтобы  утратить загадочность».
К этому периоду относятся стихи-песни «Батальонное полотно», «Песенка  о молодом гусаре» и мн. др.
А вот лично мне нравятся фильмы, в которых звучат песни Булата Окуджавы. Многим известны они, но не все знают их создателя. Так часто случается с песнями из кинофильмов. Один за другим выходят фильмы, к которым Окуджава пишет песни. «Иветта, Лизетта, Мюзетта, Жанетта, Жоржетта… Вся жизнь моя вами, как солнцем июльским согрета», - в известные всей стране игривые строчки куплетов, написанные в начале 70-х гг. для фильма «Соломенная шляпка», вплетены имена девочек, которых знал Булат Окуджава – это 6-летней Иветты, однажды появившейся в тбилисском доме тети Сильвии и маленькой подруги Булата – Жоржетты, дочери соседей по коммунальной московской квартире. Фильмы «Белое солнце пустыни», «Соломенная шляпка», «Звезда пленительного счастья» - эти фильмы стали культовыми, любимыми, а песни из них все знали наизусть. Нельзя не назвать такие как «Капли датского короля», «Наряд подвенечный». Мелодии в них кажутся простыми, но они необычны. Полны глубокого смысла, необычного изящества, драматизма и юмора.
Послушайте песню «Капли датского короля», но перед этим небольшая легенда об истории песни.
Существует городская легенда, согласно которой после оккупации Дании нацистами, когда Кристиан Х узнал о приказе об обязательном ношении датскими евреями желтой звезды, он нашил этот знак себе на одежду, сказав, что все датчане равны, и после этого приказ был отменен.

Песня «Кавалергарда» из кинофильма «Звезда пленительного счастья» необъяснимым образом перекинула мостик от декабристов в ХХ век и стала одной из самых популярных песен.

70-е гг. прошли для Окуджавы под знаком расширения творческого диапазона. Определяющим в поэзии становится философский настрой. Это относится и к песням-стихотворениям, посвященным теме творца и творчества.

Среди стихотворений поэта есть одно, к которому обращаются, когда грустно и одиноко. Это стихотворение-песня «Молитва».  Пафос его в утверждении уникальной ценности каждого любого человека. Песня построена на тонком сочетании веры в справедливость мироустройства и тревожного сомнения в этой справедливости, игривой иронии и наивной прямоты.  Повторяющееся обращение к Богу не может оставить равнодушным ни одного читателя или слушателя, поскольку подразумевается не только автор, но и его собеседник.
Булат Окуджава писал не только стихи, но и прозу. Он говорил: «Для меня нет принципиальной разницы между короткой песней и большим ремонтом. Перед художником во все времена стояла одна задача – имеющимися у него средствами выразить самого себя. Что же касается формы … Говорится: хочешь написать – надо писать».
Так появились романы Булата Окуджавы: «Бедный Авросимов» (роман о декабристах), «Свидание с Бонапартом», «Путешествие дилетантов». Сатирические повести: «Похождения Шилова», «Книга воспоминаний», «Упраздненный театр».
Все эти произведения хорошо знакомы нашему читателю. Свое кредо сам Булат Окуджава сформулировал так:
«Каждый пишет, как он слышит.
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет,
Не стараясь угодить …
Так природа захотела.
Почему?
Не наше дело.
Для чего?
Не нам судить».

Новые песни появились у Окуджавы и в 80-е гг. и в 90-е. Среди них такие значительные как «О Володе Высоцком», «Музыкант», «Как наш двор не обижали – он в классической поре», и мн. др.
В 90-е гг. Окуджава пристально следит за происходящими в России событиями, тревожится за судьбу демократии, осуждает войну в Чечне. Он был членом комиссии при президенте России, где добросовестно работал, несмотря на ухудшающееся здоровье.
Скончался Булат Шалвович Окуджава 12 июня 1997 г. во время зарубежной поездки в Париж. В памяти всех, кто знал и любил поэта, он навсегда остался символом мира. Добра. Человечности. Благородства. Культуры.

Совесть, благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем.
Но зато умрешь как человек.

Нелегкая эпоха. Нелегкая судьба вошли в песни Булата Окуджавы, но что бы там ни было, они полны уверенности в превосходстве и конечной победе добра. В наше время, когда мы ощущаем дефицит добра и сочувствия, сопереживания, песенная поэзия Булата Окуджавы звучит как объяснение в любви жизни, людям, добру.

Немає коментарів:

Дописати коментар