11 вересня 2014

Александр Вертинский. Дорогой длинною...

В народе говорят, что когда рождается талантливый человек – в небе загорается новая звезда… Сегодня, на заседании литературно - музыкальной гостиной "В кругу друзей", во время встречи, посвященной 125-летию со дня рождения Александра Вертинского библиотека говорила о человеке, который не только был, а пожалуй, остается – звездой. 


Александр Вертинский! 



Он никогда не учился вокалу и не имел актерского образования, но вложенная в него Всевышним волшебная субстанция, именуемая «талант», сделала его уникальным явлением в истории русской культуры ХХ века, «первым русским шансонье» и предтечей бардов. 



Вертинскому рукоплескали восторженные залы от Америки до Китая, его слушателями и почитателями были «звезды» мировой величины и особы королевской крови. 

Выставка литературы
Сегодня можно говорить о новом всплеске интереса широкой публики к творчеству актера и певца Александра Вертинского. Его произведения стали настолько популярными, что их начали исполнять музыканты, обычно тяготеющие к року. О своей жизни Вертинский почти все рассказал в своих песнях, воспоминаниях и письмах. 


Александр Вертинский родился 19 марта 1889 года в Киеве. Его отец, адвокат, не был официально женат на его матери, так как ему не давала развода его первая жена. После смерти матери отцу пришлось «усыновить» детей. Сестра Надя осталась жить у отца, а Александра отдали тетке. 


Ведущая - библиотекарь
 читального зала Елена Мяхкова 

К наступлению 1905 года – в канун первой русской революции – дела Александра в доме тетки совсем стали плохи. Смутное время подстегивало патриотический дух молодости, который бок о бок уживался с театральными пристрастиями. Александр покинул дом тетки, и судьба свела его с молодыми поэтами, художниками, одним словом – богемой. За это пришлось расплатиться домашним уютом – порою приходилось коротать ночи в чужих подъездах. 



Постепенно Вертинский становился представителем так называемой «богемы». Чтобы хоть как-то сводить концы с концами, он берется за любую работу: продает открытки, грузит арбузы, работает корректором в типографии. Но позже в книге воспоминаний «Дорогой длинною…» он не расскажет об этом ни слова. 

Зрители - клуб "Вечная молодость" при Доме Учителя
и гости библиотеки


По-хорошему злой молодой задор, музыкальность и природная стойкость помогали ему выживать. 



Но, конечно, одного лишь внутреннего развития Александру было мало. Он жаждал славы – совершенно нормальное и где-то даже обыденное желание для людей его круга. Все они свято верили, что мир принадлежит им, дело было за маленьким – убедить его в этом. Итак, никому еще не известный и даже толком не определившийся со своим поприщем Вертинский решил, что уже «перерос» Киев, скопил 25 рублей и летом 1912 года отправился в Москву. 



«Дел» в Москве было много: Вертинский посещал разные кружки и собрания, участвовал в литературных диспутах, увлекся поэзией Бальмонта, Ахматовой, Сологуба, но его кумиром был Блок. Сам Вертинский не подражал Блоку, но некоторые поэтические образы производили на него столь сильное впечатление, что все его восприятие жизни было в определенный период времени очень «блоковским». 



В 1913 году он попытался исполнить свою мечту – поступить в МХАТ, однако не был принят дефекта дикции: экзамен принимал сам Станиславский,  которому не понравилось, что молодой человек плохо произносит букву «Р». 

В это время в России началось новое течение в искусстве, известное под названием «футуризм». Для Вертинского это было превосходным средством обратить на себя внимание. В одном из кружков он знакомится с Маяковским и Давидом Бурлюком, но по настоящему их эстетикой не проникся; посещал в качестве вольнослушателя лекции в университете; снялся в эпизодической роли Ангела в фильме «Чем люди живы?» - это был его кино дебют. В этот момент он познакомился и подружился со звездами экрана того времени – Иваном Мозжухиным и Верой Холодной. В Веру он был влюблен и посвятил ей несколько песен – знаменитую.: «Ваши пальцы пахнут ладаном», «Маленький креольчик» и др. Но, прочитав текст песни «Ваши пальцы пахнут ладаном», Вера Холодная потребовала убрать эту песню. Спустя несколько лет Вертинский узнает о смерти актрисы и возвращает песню в свой репертуар. Можно сказать, песня оказалась пророческой, а для Вертинского это был реквием их любви. 

В 1914 году началась Первая Мировая война. Вертинский под именем Брата Пьеро записывается добровольцем в 68-й санитарный поезд, который курсировал между передовой и Москвой, привозя раненых. Вертинский делал множество перевязок, иногда ассистировал при операциях, писал для раненных письма домой, а в минуты отдыха пел романсы под гитару. В 1916 году поезд был расформирован и Александр вернулся в Москву. 

Зрительный зал 

Примерно к этому же времени можно отнести «рождение» знаменитого образа Пьеро. Вертинский выступает в театре миниатюр Арцебушевой, со своим номером «Песенки Пьеро». Позже, в качестве «ариэток Пьеро» он исполняет свои стихи, положенные им на музыку, чаще всего собственного сочинения. 


Очарование встречи дополняла и оттеняла классическая музыка. Произведения Вертинского прекрасно сочетаются  с музыкой Шопена и Листа в замечательном исполнении Галины АлексеевныГринченко
 Загадкой оставалась неизменная популярность Вертинского в любой аудитории. Бесспорно и неповторимость, оригинальность самой манеры исполнения песен Вертинским. С середины 1915 года по конец 1917 артист выступает в гриме печального Пьеро. Вообще Пьеро – маска из итало-французского трагифарса. Для искусства начала ХХ века был характерен поиск маски, неповторимого образа. Зритель шел «на маску», и ее стремились использовать самые разные деятели искусства: вспомним желтую кофту Маяковского, бархатная блуза и кудри Блока, экзотическая поза Северянина – все это поиск маски, уникального места в искусстве. Сам артист утверждал, что грим Пьеро родился спонтанно, во время его работы на санитарном поезде.

В 1916 году Вертинский пользовался уже всероссийской популярностью. К 1917-му году артист объехал почти все крупные города Российской Империи. где выступал с неизменным успехом. Он отказался от маски Пьеро и начал выступать в концертном фраке, в котором выступал всю жизнь, никогда не отступая от этого сценического костюма, ставшего тоже своеобразным символом.


Ведущая встречи Елена Мяхкова
 Год 1917. В России произошла Октябрьская революция. Но Вертинский продолжает гастролировать и выступать в программе Петровского театра, но жизнь в революционной Москве становилась все более трудной и опасной. Все, у кого была возможность, уезжали в пока еще спокойную Украину. В 1918 и 19 годах Вертинский живет, в основном в Киеве и Одессе, дает концерты в Харькове, Новороссийске и других городах.

«Беженцы» верили, что вскоре вернуться в Москву и Петроград, жили в ожидании, которой почему – то все никак не наступал.

Белая армия отступала и Вертинский отбыл в Константинополь.

Скорее всего, Вертинский точно не знал, почему уехал: острого неприятия Советской власти у него не было, он всегда был аполитичен (если не считать песни о московских погибших юнкерах «То, что я должен сказать», ставшей едва ли не гимном белого офицерства).
Загадкой оставалась неизменная популярность Вертинского в любой аудитории. Бесспорно и неповторимость, оригинальность самой манеры исполнения песен Вертинским. С середины 1915 года по конец 1917 артист выступает в гриме печального Пьеро. Вообще Пьеро – маска из итало-французского трагифарса. Для искусства начала ХХ века был характерен поиск маски, неповторимого образа. Зритель шел «на маску», и ее стремились использовать самые разные деятели искусства: вспомним желтую кофту Маяковского, бархатная блуза и кудри Блока, экзотическая поза Северянина – все это поиск маски, уникального места в искусстве. Сам артист утверждал, что грим Пьеро родился спонтанно, во время его работы на санитарном поезде.
Звучит романс «Среди миров» в исполнении
Евгении Алексеевны Голиченковой
 В 1916 году Вертинский пользовался уже всероссийской популярностью. К 1917-му году артист объехал почти все крупные города Российской Империи. где выступал с неизменным успехом. Он отказался от маски Пьеро и начал выступать в концертном фраке, в котором выступал всю жизнь, никогда не отступая от этого сценического костюма, ставшего тоже своеобразным символом.

Цветы от слушателей
Год 1917. В России произошла Октябрьская революция. Но Вертинский продолжает гастролировать и выступать в программе Петровского театра, но жизнь в революционной Москве становилась все более трудной и опасной. Все, у кого была возможность, уезжали в пока еще спокойную Украину. В 1918 и 19 годах Вертинский живет, в основном в Киеве и Одессе, дает концерты в Харькове, Новороссийске и других городах. «Беженцы» верили, что вскоре вернуться в Москву и Петроград, жили в ожидании, которой почему – то все никак не наступал. 

Белая армия отступала и Вертинский отбыл в Константинополь. 

Скорее всего, Вертинский точно не знал, почему уехал: острого неприятия Советской власти у него не было, он всегда был аполитичен (если не считать песни о московских погибших юнкерах «То, что я должен сказать», ставшей едва ли не гимном белого офицерства). 

Возможно, интуитивно он чувствовал, что его «ариэтки» не нужны будут стране Советов, возможно, поддался какому – то порыву, как сам говорил, мальчишеской жажде приключений (хотя на момент отъезда «мальчишке» было уже 30 лет). 

В числе многочисленных эмигрантов Вертинский поселился в Константинополе и продолжал выступать. Раздобыв греческий паспорт, он уезжает в Румынию, где отправляется в турне по Бессарабии. 

Но один, казалось бы, невинный эпизод, стоил артисту спокойствия и благополучия. Будучи еще в Кишиневе, Вертинский имел неосторожность отказать одной актрисе участвовать в ее бенефисе. Актриса, любовница всесильного в Бессарабии генерала Поповича, провоцировала разоблачение артиста в качестве советского агента. Вертинский был выслан в Бухарест. Долгие месяцы проходили в грошовых выступлениях. По словам Вертинского, эмиграция превратила его из разбалованного и капризного московского артиста, в трудягу, который зарабатывает на кусок хлеба. 

Неожиданно, судьба помогает ему перебраться в Польшу, где прием был поистине королевским. Многочисленные гастроли и выступления продолжались по всей стране. 


В 1923 году Вертинский едет в Сопат. Там знакомится с девушкой по имени Ирен, и вскоре она становится его женой. Но брак их был недолгим. Позже Вертинский едет в Германию. Германия голодала. Страну потрясали самоубийства и безмерная преступность. В Берлине Вертинский обращается к главе советской делегации Луначарскому с просьбой о возвращении на родину. Ему было отказано. 

Теперь путь артиста лежит в Париж. Во Франции в то время к артистам относились как к высшим существам: со смесью гордости и восхищения. Александр Вертинский прожил здесь почти 10 лет, 1925 по1934 года. Эта страна пользовалась, пожалуй, наибольшей любовью артиста после родной России: он пишет «моя Франция – это один Париж, зато один Париж – это вся Франция! Я любил Францию искренне, как всякий, кто долго жил в ней. Париж нельзя было не любить, как нельзя было его забыть или предпочесть ему другой город. Нигде за границей русские не чувствовали себя так легко и свободно. Это был город, где свобода человеческой личности уважается… Да, Париж, это родина моего духа!»

Именно на этот период приходится расцвет творческой деятельности артиста. В годы эмиграции им были созданы многие из его лучших песен: «Баллада о седой госпоже», «Сумасшедший шарманщик», «Мадам, уже падают листья», «Танго Магнолия», «Желтый ангел».

В это же время он знакомится с Чарли Чаплином, Марле Дитрих, Гретой Гарбо. Во многом, именно они подали Вертинскому мысль о гастролях в Америке. Осенью 1934 году белый пароход увез Вертинского в Америку. Он гастролирует в Нью Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Чикаго.

Александр Вертинский был популярен не только в среде эмигрантов, он имел мировую известность, несмотря на то, что исполнял свои песни исключительно на русском языке. В октябре 1935 года Вертинский уехал в Китай в надежде обрести русского слушателя в лице большой эмигрантской общины в Шанхае. Здесь артист оставался до 1943 года. Живя в Китае, Вертинский в своей эмигрантской жизни узнал нужду. В жизни артиста наступил кризис. В это же время он начинает работать в советской газете «Новая жизнь» в Шанхае, выступать в клубе советских граждан, участвовать в передачах радиостанции ТАСС, готовит воспоминания о своей жизни за рубежом.


Екатерина Орловская
Не могу не отметить, что именно в Китае у Вертинского была неизвестная муза. Полвека своей жизни кумир эстрады Александр Вертинский оставался неизменным поклонником примадонны оперетты Екатерины Орловской, но по словам свидетелей, все его попытки предложения руки и сердца оставались безуспешными.

То же случилось и с его последним, ультимативным предложением в Шанхае, когда ему стукнуло 50. И только после этого отказа он довольно скоро женился.
Судьбы их навсегда разошлись. Но тем не менее, осталось документальное свидетельство еще одной встречи - пластинка, датированная 56-м годом, подписанная его рукой: "Старому другу Катюрочке от ее давнишнего поклонника на добрую память. Александр Вертинский... "

Екатерина Орловская до конца жизни так и не вышла замуж. Не трудно догадаться, что ее образ остался во многих песня всемирно известного русского Пьеро. По предположению и эта песня, которую вы сейчас прослушаете, имеет отношение к их романтической истории.
В клипе использована единственная уникальная фотография Екатерины Орловской, которую бережно хранят потомки ее друзей.

Китай становится последней страной долгих скитаний маэстро на чужбине.

26 мая 1942 Александр Вертинский вступил во второй брак с Лидией Владимировной Циргвава. Вертинский отчаялся получить разрешение вернуться на родину. Но в 1943 он предпринял последнюю попытку и написал письмо на имя В. М. Молотова. Разрешение было получено. В конце 1943 года семья Вертинских вернулась в СССР. Итак, Бессарабия, Франция, Палестина, Америка, Китай… И, наконец, долгожданное возвращение на родину.

За 14 лет на родине Вертинский дал около двух тысяч концертов. Он успел побывать в Сибири, на Урале, в Средней Азии, в Заполярье, даже на Сахалине. Он пел в театрах, в концертных залах, на заводах, на стройках, в шахтах. Он много играл в кино: «Анна на шее», «Пламя гнева», «Кровавый рассвет», «Фата Моргана», записывал много пластинок. Он жил и работал на родине, которая ему снилась в течении 25 лет, проведенных в эмиграции, его слушали русские люди – наконец-то сбылась самая заветная мечта артиста.

Постепенную утрату духовных иллюзий Александр Николаевич смог компенсировать вниманием публики и любовью к супруге Лидии, и к двум очаровательным дочерям – Марианне и Анастасии. Вскоре он пишет одну из самых известных и «личных» своих песен «Доченьки»

Лидия Вертинская написала книгу «Синяя птица любви». Она довела повествование до смерти мужа в середине 50-х годов. Его слова «после моей смерти будешь любить меня еще сильнее» оправдались вполне. В возрасте 18-ти лет вышла замуж за знаменитого певца - шансонье Александра Вертинского, который был старше ее на 34 года. Всю свою жизнь она посвятила мужу и семье. Дочь Марианна вспоминает: «…любовь их видели, это да. Отец, уезжая, каждый день писал маме письма – каждый Божий день! Она его боготворила, он, собственно говоря, сделал ее личностью, незаурядной женщиной. Он вылепил и воспитал ее, как Пигмалион Галатею. Замуж, овдовев в 34 года, мама больше не выходила, хотя предложения были – и очень хорошие. Но кого, скажите, она могла сравнить с Александром Николаевичем?»

Два года длились его ухаживания за юной грузинско-русской красавицей Лидией Циргвава, родившейся в Харбине. Любовный напор был дополнен романом эпистолярным. Поэт и знаток слабой женской души, Вертинский в слове был столь же артистичен, как в жизни, и сердце избранницы завоевал на всю жизнь.

Мама Лиды предупреждала ее, что семейная жизнь со старым мужем будет недолгой. В 1955 году Лида заканчивает художественный институт имени В. Сурикова.


Дебютировала Лидия Вертинская в кино в роли сказочной птицы Феникс в фильме «Садко». Ее будто неземная, таинственная, тонко «выточенная» внешность привлекала режиссеров сказочных фильмов. В «Новых приключениях Кота в сапогах» она была очаровательной колдуньей, а в «Королевстве кривых зеркал» - злобной придворной дамой. Дворянское происхождение Лидии Вертинской позволило ей с блеском сыграть роль герцогини в «Дон Кихоте». Лидия Вертинская радуется, что получила профессию художницы. После смерти мужа она зарабатывала на всю семью продажей своих пейзажей. повествование книги дополнено письмами Александра Вертинского и рассказами его дочерей и внуков. Человек пускает в землю корни, и те обретают причудливые живые формы.

Своим дочерям Вертинские стремились дать возможно лучшее образование, особое внимание, обращая на занятие музыкой и изучение иностранных языков. Анастасия Вертинская вспоминает о своем отце: «он учил нас любить литературу, искусство, музыку, считал, что вне зависимости от того, кем его дочери станут во взрослой жизни, они обязаны быть разносторонне образованными». И действительно, обе дочери заслуженные артистки РСФСР. Снимались во многих актерских работах. В отношениях сестер – Анастасии и Марианны – никогда не было ни зависти, ни ревности. «Мы радовались успехам друг друга и огорчались, когда случались какие-то неудачи».

В последние годы жизни Вертинского, его упрекали, что он трудится на износ, стремясь заработать как можно больше. Конечно, он не был стяжателем, не являлся рабом вещей – но хотел жить достойно и старался обеспечить достойную жизнь своей семье, как будто предчувствовал, что долго заботится о любимых дочках и жене ему не суждено. Кроме того, Вертинский никогда не отказывался выступать с «шефскими» или, как сказали бы сегодня, благотворительными концертами. Он и умер на работе: в ленинградской гостинице «Астория» 21 мая 1957 года – на следующий день после выступления в Доме ветеранов сцены. Александру Николаевичу стало плохо, приехала «скорая», но врачи помочь уже были бессильны, певец скончался от острой сердечной недостаточности.

23 мая в Москве состоялась гражданская панихида, похоронили выдающегося артиста на Новодевичьем кладбище.

Нужен ли он был своей родине? Если «не путать Отечество с начальством» и под Родиной понимать миллионы ее граждан, причем разных поколений, - безусловно, нужен. Можно быть поклонником творчества Вертинского или не принимать его, это дело вкуса, однако отрицать бессмысленно: он – неотъемлемая часть культуры и истории своей страны.

Немає коментарів:

Дописати коментар