07 червня 2017

Лесная застава - 4


Продолжаем публиковать рассказ библиотекаря ЦГБ им. Котляревского Дианы Хаджирадевой о пребывании в лагере  отдыха, оздоровления, психологического развития и реабилитации «Лесная Застава» под Киевом.
Лесная застава 1
Лесная застава 2
Лесная застава 3
Куратор каждой команды был талантлив по-своему. Наш куратор Виталик очень любит видеосъемки. Он вел у всех ребят такое занятие как «Телемастерство». Как известно, многие ребята ведут свои блоги на Ютюбе. Виталик знакомил с тонкостями видеосъемки, учил правильно искать ракурс, освещение, композицию изображения, чтобы картинка на съемке была красивой и удачной. Ребята пробовали себя в роли оператора и в роли журналиста, снимали интервью и учились быть дикторами. Эти занятия предусматривали раскрепощение детей, преодолевая стеснение пробовать себя в разной роли. Для многих это было испытание, но большинству понравилось поиграть в журналистов, дикторов и операторов.



В течение дня у каждой команды были свои мероприятия, а вечером, после ужина, все команды собирались на общее мероприятие. Вечерних мероприятий было столько же, сколько и вечеров. И все они преследовали одну и ту же цель, сплотить команду, стать ее частью и понимать, что ты не один. Чаще всего это были мероприятия соревновательные.

Самым первым была «Битва хоров». Это мероприятие предусматривало командную подготовку: выбор песни, разучивание слов, репетиция исполнения. Вариантов как мы будем выходить и исполнять песню на сцене у меня было много, но… Учитывая то, что поющих в нашей команде мало и лишь единицы стояли когда-то на сцене, у многих были внутренние противоречия. Подготовка к «битве хоров» для нашей команды была нелегким и решающим испытанием в формировании командных отношений. Много было обсуждений «почему», проведено индивидуальных бесед и совместных обсуждений того, что мы – команда, и должны выступить КОМАНДОЙ.

И это было главной задачей мероприятия: создать условия для того, чтобы каждый участник команды смог себя перебороть: перебороть свой страх перед сценой и публичностью, свое стеснение, и сделать это ради команды. Многие видели, как я переживала за наше выступление. И понимая, что мне не все равно как это будет, более взрослая часть нашей команды стала меня в этом поддерживать. За 2 дня нам все-таки удалось договориться о том, что мы выйдем на сцену ВСЕ ВМЕСТЕ.И мы ЭТО СДЕЛАЛИ!Для нас это было ПОБЕДОЙ, потому что мы смогли раскрыть и активировать самых «закрытых» детей (интернат). Девочка в проигрыше песни сделала пару кругов «колеса», а мальчик в конце нашего выступления сделал несколько своих трюков-кувырков (паркурист-самоучка). И пусть мы заняли только 3-е место из 4-х, но такой счастливой всю команду я видела впервые. И вечером этого дня, на «поделёжке» все говорили эмоционально. Все согласились, что «Мы молодцы», что мы ЭТО сделали и сделали это ВМЕСТЕ. После «Битвы хоров», и благодаря этому мероприятию, в нашей команде потихоньку начал таять лёд )). И я была счастлива видеть их радостные лица после сцены.

Еще одним испытанием стало вечернее мероприятие «ПиДжеринг». Цель его была такая же, сплотить команду. Теперь нам предстояло выучить командный танец. Нам подобрали музыку, показали движения, а репетировать получившийся танец мы должны были сами. Но мы не только не поющие, но и не танцующие )). Снова мы проходили внутренние, и не только, противоречие внутри команды. Танец выучила и я. И теперь им было спокойнее, глядя на меня повторять движения и делать все движения синхронно, видя во мне «подстраховку» под сценой. Ребята выложились как могли. И действительно получился довольно синхронный танец. Вместе с еще одной командой мы вышли в финал. И если бы нужно было бороться за первое место, мы бы выиграли. Если бы не одно «но». Наша команда была не в полном составе. Не участвовал один участник. А это было важно. Но это все равно не сильно расстроило ребят. Ведь они видели свой результат, и они собой гордились. Эмоции остались до самой «поделёжки».

«Сказкотерапия» помогла раскрыть актерские способности наших детей. А так, как они и «не актеры» тоже, они достойно справились со своей задачей, согласившись сыграть какую-то роль.Каждой команде дали текста своей сказки, мораль которой подбирали психологи. Найдя для своей роли костюм в «костюмерной» лагеря, разучив слова, мы старались правильно вложить в речь эмоции и сделать правильные акценты на важных фразах героев. Сказка несла в себе какой-то моральный урок, который зрители должны были «разглядеть». А после представления сказки зрителям задавали вопросы по сюжету и обсуждали поступки героев. Проговаривались варианты другого разрешения ситуации и концовки.

Эта же цель была вложена и в мероприятие «Форум-театр». В обсуждении жизненных не совсем приятных ситуаций из жизни детей на занятиях «Конфликтологии» выбрали сюжет из опыта одного их мальчиков нашей команды. Случай на дискотеке «тогда» закончился неприятно для него дракой, когда он был постардавшим. Поэтому «сейчас» ему предоставили возможность сыграть роль его обидчика (агрессора). Таким образом, ему дали возможность изменить ситуацию. Ребята сыграли это на сцене лагеря замечательно. А после их инсценировки ситуации, которая была близка каждому, всем зрителям было предложено выбрать героя, которого бы они хотели заменить и развернуть итог событий по-другому. Но главным условием было то, что героев-агрессоров нельзя было менять. Поэтому сначала обсудили и выяснили «кто есть кто» в ситуации. Варианты, предложенные детьми из зрителей, были разными и удачными для изначально постардавшего героя. Заменяли и бармена, и друзей агрессора, и подругу девушки, и мужа тети агрессора, работника полиции, и самого пострадавшего героя. Ребятам предоставилась наглядная возможность увидеть одну и ту же ситуацию с разных сторон и понять, что от их действия и поведения многое зависит. На «конфликтологии» обсуждались разные конфликты из жизни детей и варьировались разные ситуации решения проблемы.

С этим представлением наши актеры поехали в Катюжанское ВПУ. И теперь на сцене заменяли героев учащиеся этого учебного заведения. И снова свои, другие, и довольно интересные, решения конфликта. Нашим актерам очень понравилось, что их слушали и слышали, не смотря на то, что они выступали без микрофонов, и в зале сидело около 100 человек.

Пребывание в гостях в таком заведении для наших детей было с удивлением и восторгом в глазах. Ведь это профессиональное училище (а с нового учебного года колледж), живущее своей жизнью как маленькое государство. У них свои теплицы, где работают сами же дети и выращивают все овощи, что им нужны для обучения кулинаров. Техника, которую изучают технические механики, тоже вся используется по назначению. Все, что пекут кулинары и пекари продают в столовой в качестве обедов, выпечку возят на продажу в школу. А официанты и бармены учатся сервировать и подавать это правильно и красиво. Рабочие места каждой специальности настолько современно и удобно оборудованы, что наши будущие студенты позавидовали учащимся этого колледжа. А самым впечатляющим, что мы все заметили, было то, что у них не звенит звонок ни с занятий, ни на занятия. Просто во время перемены играет музыка, и когда она заканчивалась, все понимали, что пора занять свои рабочие места. Тот внутренний приятны и доброжелательный микроклимат, который мы ощутили во время нахождения там, посеял интерес к будущему уже не школьному обучению наших будущих студентов. Они были благодарны за такую возможность увидеть одним глазком студенческую интересную жизнь.

Немає коментарів:

Дописати коментар